Техническое обслуживание пожарной сигнализации

Техническое обслуживание пожарной сигнализации

Техническое обслуживание пожарной сигнализации



Наличие на объекте пожарной сигнализации – необходимое условия обеспечения его безопасности. Однако, только монтажа пожарной сигнализации недостаточно. После установки системы нужно регулярно проводить ее обслуживание.

Нормативные требования

Техническое обслуживание (ТО) проводится по требованию нормативных документов. В «Правилах противопожарного режима Российской Федерации» говорится о том, что руководитель компании или собственник должен обеспечивать исправное состояние АПС (автоматической пожарной сигнализации) и проводить ежеквартальную проверку ее работоспособности. Согласно статье 63 проводятся регламентные работы по годовому графику, которые составляются с учетом документации производителей оборудования. За неисполнение данных требований предусмотрена ответственность в зависимости от вида нарушений и их последствий.

Нельзя не проводить ТО, полагаясь только на гарантии на оборудование или качество монтажных работ. Такой подход противоречит закону и если не соблюдать его правила, возрастает угроза безопасности объекта и жизней людей. Как любая техническая система, АПС должна обслуживаться, и находится в рабочем состоянии. Поэтому главной целью технического обслуживания является обеспечение исправности и непрерывной работы АПС. Обслуживание любого вида сигнализации могут выполнять только организации, имеющие соответствующую лицензию.

График работ и документация

ТО пожарной сигнализации – услуга, которая обычно входит в перечень работ обслуживающей организации. В договоре она представлена в виде годового плана, показывающего виды и объем работ (регламентные работы каждый месяц и их состав). Периодичность регламентных работ зависит от особенностей оборудования, которое используется на объекте. При этом нужно помнить о том, что все устройства в АПС взаимосвязаны. Для качественного выполнения работ необходима проектная (исполнительная) документация пожарной сигнализации, а также документы производителей.

Во время технического обслуживания обязательно проводить документирование. Компания, которая устанавливает АПС на объекте, разрабатывает инструкцию по эксплуатации. Обязательно на объекте должны присутствовать: проектная документация сигнализации и акт приемки в эксплуатацию, паспорт пожарной сигнализации, а также сертификаты оборудования, журнал работ с графиком, перечнем регламентных работ, протоколом проведения испытаний, договор с обслуживающей компанией на техническое обслуживание, инструкции ответственного за пожарную безопасность.

Особенности систем АПС

Существует три вида пожарной сигнализации: адресная, неадресная, адресно-аналоговая. В зависимости от типа АПС ее обслуживание может различаться. В неадресной АПС устанавливаются пороговые дымовые извещатели. Такие приборы имеют один недостаток – со временем они покрываются пылью и часто происходят ложные срабатывания. Поэтому такие извещатели нужно чистить раз в месяц, либо чаще, если срабатывания происходят несколько раз. В адресной АПС используются дымовые извещатели, которые способны предупреждать о своей запыленности, а также передавать сообщения о неисправности. Наиболее эффективными считаются адресно-аналоговые извещатели, которые к тому же способны сообщать об уровне запыленности по запросу. Таким образом, обслуживание последних двух систем может проводиться по заявке.

Техническое обслуживание нужно проводить регулярно, в зависимости от особенностей систем АПС. Организация, выполняющая работы должна иметь государственные лицензии для проведения работ, а также квалифицированный персонал. Грамотное и своевременное техническое обслуживание – гарантия безопасности вашего объекта.